novaruskarpat (novaruskarpat) wrote,
novaruskarpat
novaruskarpat

Прирічанську Изу називають Меккою й столицей лозоплетения

Как только о себе напомнит осенний листопад и отвердеет кора на пруте, изянски мужчины с сыновьями и зятьями и соседями отправляются на поиски лозы. Отыскивают их по большей части в соседних регионах, на Прикарпатье и в Галичине. Потому что в Закарпатье их задолго до холодов вырезают.

Если театр начинается с вешалки, то промысел лозоплетения – из заготовки прута
Отправляясь на  рискованный промысел, транспорт нанимают дома или непосредственно на месте. Чтобы достаться желаемых ивняков, не в один момент закаленным заготовителям бесплатной лозы придется преодолевать по пояс или по шею холодные потоки и реки, подхватывать насморк, ангину, ревматизм, словом, частично жертвовать своим здоровьем. Не одного лозошукача в намокшей одежде затягивало в быстрину, вируючу калабаню. Но они чудом спасались.
Заготавливая  вдалеке от дома речной ивняк, заготовитель должен смотреть во все стороны, чтобы не засекли воры, а с наступлением темноты заготовленное тщательным образом спрятать в густых зарослях, чтобы не своровали. Надо бродить мочарами и заводями, заготовляя зеленые снопы. Естественно, ночуешь в спартанской обстановке, где попало, вернее, куда впустят добрые провинциалы. Ведь к чужаку отношение насторожено. Домой возвращаешься обессиленным, нередко с подорванным здоровьем.

Впрочем, можно поберечь организм и выиграть во времени, если воспользоваться услугами заготовителей-негоциантов из соседнего Вонигова, Теребли, Буштина или из притисянских сел Виноградивщини. Реализуют они прут по доступной цене – по 45-50 коп. за килограмм чернового и по две гривни почищенного, то есть белого прута.

Чрезвычайно выгодно то, что в примитивном лозовом промысле существует разделение труда (каждый занимается своим бизнесом). Ведь в украинской столице плетенки из лозы издавна считается стратегическим сырьем. Ее даже приравнивают к главным сильхозкультурам и наравне с ней выращивают возле приусадебных участков, на довыделенных болотистых сотках. Как любую другую культуру, лозу также собирают осенью.

Чтобы гарантировать лозовый минимум, еще во времена застойного социализма изяни добились от колхоза в Карпутлаши болотистого участка, где на 24 гектарах несколько сотен изян в настоящее время выращивают культурным способом на удивление производительную и прибыльную лозу. Сегодня эти сотки им зачисленны в земельные паи. Однако их урожая недостаточно, чтобы обеспечить семью, семью бесперебойной работой на целую зиму, придется заготовлять прут на стороне. Ведь нужно не меньше чем полсотни снопов, а еще лучше - целый газоновский кузов.

После благополучной доставки лозы к собственному порогу, сообразительный хозяин сразу занимает очередь к варочному котлу. В Изи ими владеют лишь несколько аборигенов, а плетут - пару тысяч. Процесс варки занимает несколько часов. Этого достаточно, чтобы распарена лоза хорошо чистилась, сушилась, следовательно кололась на части. Изянин был бы не изянином, если бы не схитрил сэкономить даже на варке. Предприимчивые исследовали, что на процесс варки достаточно трех “беушних” автошин из грузовика. Обходятся они на порядок более дешево, чем складометр – два дров. Единственное неудобство – копоть, которая лицо делает черномазым.

Забрав снопы из котла, изяни семьями и целыми семьями выходят на большие подворье, огороды и дружно очищают вручную ту же лозу, которая их кормит. Здесь же розстеляють прут на деревянные козлы для естественной сушки. Подобно сену, лоза должна высохнуть до полной кондиции и гибкости. Благо, затяжное “бабье лето” способствовало сушке до конца ноября, за что приричанци благодарны Всевышнему.

В том числе и представители лозовой династии Симуликив, каких застал в огороде. Погожего дня обработкой прута на подворье занимались представители трех поколений – от семиклассника Миши до восьмидесятилетней бабушки Маруси, которая трудилась наравне с дочкой Василисой и внучками Эмилией и Валентиной. Пока женщины очищали прут, глава династии Василий Дмитриевич с внуком Мишком на специальном устройстве выбирали сердцевину.
Чтобы справиться с запланированным объемом работы, старшие Симулики вынуждены просыпаться в пять утра. В свое время хозяйка Василиса побывала из кошарками у родственников в Канаде (Монреале) и в США (Калифорнии). Там тоже не отдыхают, но так тяжело, как она, не работают.

Плетут, чтобы выбиться из бедности, а при случае сколотить капитал и “подняться”.

Статистика утверждает, что почти в каждом втором-третьем изянском дворохозяйстве (а их насчитывается 1640) плетут корзины. Азы лозовой грамоты осваивают если не из пеленок, то, по крайней мере, из младшего школьного возраста. Берут уроки подростки под открытым небом у своих родителей, дедушек и бабушек, которые, образно говоря, выросли на лозе. В Изи что не двор – то своеобразный лозоплетильний цех в миниатюре. В условиях анахронической безработицы и безденежья – это чуть ли  не единственный способ прокормить себя и собственную семью, выбиться из безпросвитной бедности, заработать хоть какой-то капитал для раскручивания собственного дела, а для занятых на основной работе – дополнительно подзаработать.

С этим тезисом вполне соглашается главный экономист сельскохозяйственного общества “Колос” Марта Букатович. По ее свидетельству, до и после работы, в выходные дни лозоплетинням занимаются и конторские работники, в частности завкадрами Мария Бадюк, бухгалтер Анна Попович, главный зоотехник Тома Изай с женой, а также учительница начальных классов Ольга Пасулька, математик Александр Гайду, медсестра Мирослава Пристая, депутат райсовета Иван Пристая, известный на всю округу мастер Михаил Кашков, представители церковной “двадцатки”, кровные друзья и предприниматели.

По инерции значительная часть надомников сдает плетенки в хозяйство. Вместо этого им насчитываются трудодни, трудовой стаж, выдаются справки на субсидии, а в перспективе “светит” пенсия. Кстати, в свое время прежний колхоз им. Мичурина имел собственный мощный цех из лозоплетиння, в котором было занято более полсотни изян. Они имели стабильную работу и заработок, социальную защиту. Свою продукцию отправляли по всей Украине и в Россию, а ходовые плетени кузова для детских колясок – в прибалтийские республики.

Поголовное увлечение лозоплетением имело и негативную тенденцию. Большинство изян игнорировали участие в коллективном сельхозпроизводстве. Потому костяк полеводческой и животноводческой отраслей местного КСГП составляли жительнице соседнего Кошелева. В свое время этот перекос привел к трению между горделивой Изой и несмиренным бригадным Кошелевом. Бескомпромиссный спор зашел слишком далеко и чуть ли не привел к делению коллективного имущества и созданию еще одного колхоза в Кошелеве. К счастью, нездоровый ажиотаж удалось своевременно затушить, а лозоплетильний опыт изян понадобился тем же кошеливчанам, липчанам и кривчанам. Правда, они еще несостоятельные составить достойную конкуренцию родоначальникам экзотичного промысла, благодаря какому Изу издавна называют лозоплетильной столицей и Меккой Украины, а ее гражданина Михаила Кашкова – заслуженным мастером народного творчества. Единственный он из изян удостоен золотой медали ВДНХ в Москве, то есть главной выставки страны, многочисленных грамот и дипломов республиканского значения.

Долгие годы, десятилетия Михаил плел вместе с отцом Дмитрием, который умер в 90-летнем возрасте. А фундаменты династии Кашкових заложил еще дед Кирилл при Австро-Венгрии. Таким образом, древним, как мир, ремеслом Кашкови занимаются уже целый век. Если предки и предшественники знали плести по большей части хозяйственные корзины и оправы для винных бутылей, то уже Михаил Кашков освоил производство полсотни плетених изделий (от лозовых хлебниц, фруктовниц, подносов, элегантных дамских корзинок, сумочек к креслам-скалок, экзотичной гнутой мебели). Способный мастер с приятностью вспоминает, как на подворье позировал перед телекамерой, давал интервью репортерам и никогда не делал коммерческой тайны из ремесла. Кстати, его тонкости охотно передал дочкам Оли и Василисе, сыну Михаилу, зятю Владимиру, который после сокращения потерял работу водителя и должен был переквалифицироваться на корзинщика, на удовлетворение внучкам Татьяне и Свитланци. Без лозового хобби Кашков не прожил бы ни одного дня. И не потому, что не прожил бы на свою мизерную пенсию в пару десятков гривен, а, прежде всего, потому, что это его вторая душа и неизменчивая любовь.

Элегантными корзинами приричанци завоевали не только Европу, но и Скандинавию

В столичной Изи каждый вам скажет, что наплести корзин и другие изделия – это еще не заслуга, главное – найти рынок сбыта. Изянский люд его безошибочно отыскивает, расширяя географию негоцианских вояжей. Например, корзинщики давно открыли курортное Причерноморье – Ялту, Алушту, Евпаторию, Бердянск, Сочи, Адлер, Гагры, Симферополь, Одессу, северную российскую столицу Санкт-Петербург и Москву. Между прочим, в белокаменной изяни чувствуют себя, как у себя дома. В корзинном плане они, в сущности, “контролируют” такие московские рынки, как Рижский, Москворецкий, Даниливский, Теплое Состояние, Вихино. Раньше, к их освоению, беспатентных торгашей гоняли, как “сидорових коз”. Но помалу гости наловчились к тамошним обычаям и порядкам. Поэтому достаточно было стражам порядку предложить плетений презент, как от их грозного вида не осталось ни одного следа.

Благодаря корзинщикам сильно имелись и автоперевозчики. За один рейс в Москву или на Черноморское курортное побережье могли положить к карману от двухсот до пятисот “зеленых” (в смысле чистой прибыли). К полтора-двум сотням “баксов” зарабатывал на реализации корзин за поездку и каждый лозоплет-торговец. С подорожанием горючего изяни переключились на железнодорожный багаж. Впрочем, кому поездки не по карманы, может продавать “товар” непосредственно дома. Такие, как правило, устраивают богатые выставки-продажи в ассортименте на воротах и терпеливо ожидают своего покупателя. Хотя большинство приостанавливается, выходит из машины, чтобы полюбоваться творениями. И только одиночные водители и пассажиры приобретут сувениры на память об Изе. Иногда посчастливится и на выгодных перекупщиков, которые хотя и собьют цену, зато приобретут оптовую партию с целью перепродажи на востоке Украины или в соседней Словакии, Польше, Братиславе, Пряшеви, Венгрии.

Один знакомый как-то сказал, что на перекупе он поднялся лучше, чем производитель. Ведь скупал изянски плетенки за копейки, а реализовал в Словакии и Венгрии по долару-два за штуку. Именно перекупщики открыли глаза на мир приричанским умельцам, рискнув первыми направиться в российскую северную столицу Санкт-Петербург. Из здешнего Финляндского вокзала наилучшие творения нежданно попутешествовали в Швецию, Финляндию, Норвегию. Спрос оказался настолько стабильным, что рейсы в Санкт-Петербург стали или не самыми выгодными. Приричанци считают, что почти полвека их выручает обычная речная лоза, которая, в сущности, стала конвертированной. Благодаря ней сельские жители не бомжевали, не просили милостыни. Выбившись из затруднения и тотальной безработицы, они перестроились, обзавелись дорогой мебелью, авто, общественным положением, открыли перспективу детям. На будничных лозовых изделиях в Изи выросли отдельные частные магазины и кафе, председателем кооператива сооружается современный торговый комплекс, яркие коттеджи на Косичний, Духновича, Раковского, Андрелли, Волошина. Лозовые творения позволили всерьез подняться десяткам предприимчивых изян. А одному из них – прежнему председателю лозокооперативу — первобытный капитал помог открыть автозаправки, построить современные кам’яници над Рекой. Построенный на пожертвования благотворителей-лозоплетив или не самый крупный и не самый величественный на Верховини православный храм в Изи, освященный патриархом Киевским и всей Украины митрополитом Владимиром, стал своеобразной визиткой одного из самых богатых сел горного края. Сегодня тяжело сказать, на чем прославилось рядовое патриархальное село над Рекой – благодаря выдающемуся местному писателю-полемисту Михаилу Андрелли, священнику-подвижнику Иоанну Раковскому, аскетическому служителю – монаху Димитрию, поэту-бунтарю Дмитрию Вакарову или благодаря обычному лозовому промыслу.

Меморандум правительства РПР о содействии развития духовной жизни и повышении материального уровня

Пойдет ли Украина по киргизскому варианту развития событий?

Русинам, отступать больше некуда!


САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments